Статьи

Портрет. Когда интересен человек. (Часть 1)

   Пусть это прозвучит странно, но такое существо, как  «Человек» человеку было не всегда интересно.
Пещерного художника больше занимали другие материи: магические изображения животных, орнаменты, обозначавшие основы мироздания, защитные знаки на теле и  орудиях труда  - вот что вызывало интерес в то время.  Рядом с реалистичнейшими лошадьми и антилопами на стенах пещер попадаются фигурки охотников, выполненные в манере довольно условной: «ручки, ножки, огуречик». Женские образы эпохи палеолита тоже лишены индивидуальности и представляют собой обобщённый образ богини-матери, крутобёдрой и безликой.  Человек палеолита целиком описывался в рамках своей общественной функции: он тот, кто охотится или та, что рожает охотников. В такой культуре портрет был не нужен.
       

           

 


   Но после неолитической революции человек изменился. Теперь он осел, обзавёлся личным пространством – домом, где он жил, воспитывал своих детей и умирал в окружении скорбящих родственников.
Впервые портрет возник как попытка оставить умершего предка в кругу семьи хотя бы в виде посмертной маски. Погребальные обряды многих культур требовали портретных изображений. В Древнем Египте требовался «двойник» умершего, чтобы вернуть живительную часть души «Ка», а этрускам было важно поместить прах в урну, напоминавшую голову покойного.
          

    

 

 
   Древние римляне были культурными наследниками этрусков, они прекрасно умели портретировать и дорогих покойников, и государственных мужей, и простых горожан.
       

       

 

 

  
   Завершающей вехой античной портретной живописи можно назвать знаменитые фаюмские портреты – заменители погребальных масок на мумиях в 1-3 веках нашей эры, они поражают реалистичностью изображения, многообразием лиц, уровнем живописи.
           

      

 

 


   Этот уровень будет недоступен художникам Средних веков, утратившим мастерство и желание писать портреты…
   Можно отметить такую закономерность: развитие портрета как жанра изобразительного искусства происходило во времена культурного сдвига, кризиса, сомнения, художник в такие времена вглядыавлся в человека с особым вниманием, его переполняли вопросы…  Как только пугающая неизвестность отступала, неуверенность сменялась уверенностью в неких «незыблемых» ценностях, так сразу и терялся  интерес к живому человеку.  Во времена «ясности» в человека не принято вглядываться, ему  принято только диктовать то, каким он должен быть: «настоящим христианином» или «настоящим гражданином», «истинным арийцем» или  «строителем коммунизма».
   Новый расцвет портрета наступил с приходом эпохи Возрождения.  Итальянские гуманисты не только поставили человека в центр мироустройства, но  и приподняли на почётную высоту, как лучшее и прекраснейшее творение Бога. На портретах мастеров Возрождения человек сначала гордо показал свой профиль, а потом повернулся лицом, обратив взгляд, полный мысли и достоинства.
      

       

 

 


   Вершиной портретной живописи можно назвать 17 век, когда творили такие великие портретисты, как Рубенс и Веласкес.  Но эта огромная тема требует  более подробного изучения в следующей части статьи.
   Портрет – разнообразен, как разнообразно человечество.  В нашем магазине картин, где вы можете купить  картины маслом,  вы так же можете заказать портрет  по фотографии  - для себя или в подарок  родному или близкому человеку.
   

    

 

 
    
   Пишите  нам  на адрес  - artypics@mail.ru  или  позвоните  по телефону  8-911-734-89-94.  Мы примем ваш заказ  в любой день без выходных  с 09.00 до  23.00  часов.
Ждём ваших заказов!